«Угрозы ограничения транзита через Литву это их единственное средство давления на РФ...»
Андрей Колганов
70% территории Красноармейска находится в руках российских Вооруженных сил. Об этом на пресс-конференции в Бишкеке 27 ноября заявил президент Владимир Путин.
— А на юге города Димитрова группировка противника отсечена, она рассекается по всему городу, и наши войска переходят к её планомерному уничтожению, — добавил Верховный Главнокомандующий.
Стоит отметить, что все эти достижения были бы невозможны без частей и подразделений группировки морской пехоты, которая сейчас действует на Донбассе. «Черные береты» участвуют в городских боях, штурмом берут украинские укрепления и продвигаются вперед.
27 ноября наша морская пехота отметила знаменательное событие — 320 лет с момента своего создания.
Борис Марцинкевич: В Европе уверены, что Россия не применит ядерное оружие. Надо бы их переубедить
От «мирного плана Трампа» — к испытаниям на Новой Земле. Владимир Путин в Бишкеке разложил всё по полочкам
В специальной военной операции части и подразделения МП участвуют с самого начала, причем на наиболее сложных участках фронта.
Поэтому еще в конце 2022-го было принято решение расширить силы морской пехоты и переформировать бригады в дивизии.
Интересно узнать, что в перспективе ждет «черных беретов», какие у них появятся новые задачи, вооружение, а также способы применения этого рода войск.
Новейшая история
До начала СВО российский Военно-морской флот обладал достаточно крупной сухопутной группировкой, как не странно это звучит.
В ее состав входили сразу три армейских корпуса, дислоцированные в Калининграде, Крыму и Мурманской области.
В состав этих объединений входили танковые и мотострелковые полки, бригады и дивизии, артиллерийские и ракетные части, силы ПВО, даже одна бригада разведки.

Морская пехота была не столь многочисленна. В составе каждого флота было по одной бригаде МП. Исключение составлял ТОФ. На Тихом океане дислоцировалось сразу две воинские части: 155-я бригада в Приморье и 40-я на Камчатке. А у Каспийской военной флотилии был всего один полк МП — 177-й.
Сразу отметим, что все эти воинские части имели достаточно интересную организационно-штатную структуру. Помимо батальонов морской пехоты, в каждой бригаде и даже в «каспийском» полку были десантно-штурмовой и разведывательный батальоны.

ДШБ были подготовлены к высадкам с вертолетов. При этом одна из его рот умела проводить и парашютные десанты. В свою очередь в составе разведбата была рота специального назначения, способная вести разведку и диверсии как в тылу противника, так и непосредственно на побережье в местах высадки.
Три из пяти бригад входили в состав армейских корпусов. Да и в целом, с середины 2010-х наметилась тенденция активно применять морпехов в общевойсковых операциях. Во многом это было связано с ограниченными возможностями десантных сил ВМФ России. Их основу составляли десантные корабли проекта 775.

В начале 2020-х флот получил два более современных БДК проекта 1171. При этом строительство универсальных десантных вертолетоносцев только началось.
По сути, командование ВМФ воспринимало бригады и полк МП, не как отдельные воинские части со специальными задачами, а как продолжение своей общевойсковой группировки. К примеру, 40-я бригада на Камчатке долгое время вообще выполняла задачи береговой обороны — защищала базу атомных подводных лодок. Поэтому на ее вооружении стояли боевые машины пехоты БМП-2.
61-я брМП Северного флота считалась арктической. И ее личный состав наравне с 80-й и 200-й мотострелковыми бригадами учился действовать в сложных погодных и географических условиях. Поэтому парк бригады пополнился специальными двухзвенными тягачами семейства «Витязь».

Достаточно своеобразно морские пехотинцы применялись и во время военной операции в Сирии.
Они охраняли важные военные объекты, в том числе базу в Тартусе и Хмеймиме. А морпехи-разведчики и спецназовцы придавались штабам группировок для их охраны и обороны.
Пехотный крен
Общевойсковые изменения в морской пехоте были заметны и по составу вооружения и военной техники.
В конце 2000-х — начале 2010-х было открыто несколько научно-исследовательских работ по созданию принципиально новых десантно-высадочных средств, а также морских БТРов.
Последние по своим характеристикам и размерам были близки к американским AAVP-7. Вес около 30 тонн, длина около 10 метров и высота не менее трёх. Понятно, что на суше такие машины -достаточно большой объект. Зато на воде они способны преодолевать большие дистанции.
Но по итогу от этих проектов отказались. Основной боевой машиной «черных беретов» стал БТР-82. «Восемьдесят вторые» шли в обычной пехотной комплектации без особых доработок.

В 2020-х началась поставка модернизированных БМП-3 с индексом «Ф» (флотские). Эти изделия уже были специально модифицированы под требования МП. В частности, увеличена их скорость и дальность хода на воде.
На базе флотских «трёшек» разрабатывался и специализированный бронетранспортер для подразделений «черных беретов». Но до начала СВО эта машина в войска не попала.

Достаточно спорным решением стало формирование танковых подразделений в составе МП. Командование ВМФ так до конца и не определилось с концепцией применения «гусениц».
Для действий в общевойсковом бою танки морской пехоте однозначно нужны. Но высаживать их во время штурма берега с моря не всегда получается.
В результате 155-я и 40-я бригады получили на вооружение новейшие «арктические» танки Т-80БВМ.
Причем выбрали эти машины, так как они лучше всего подходят к тяжелым погодным условиям Дальнего Востока и Камчатки. Но дислоцированная в Заполярье 61-я бригада Северного флота осталась без танков. А 177-й полк вообще получил снятые с хранения Т-62МВ с динамической бронезащитой.
Достаточно интересная история вышла с артиллерией.
На вооружении частей морской пехоты стояли 122-мм самоходки 2С1 «Гвоздика». Хотя такой калибр и считался недостаточным, зато машины могли плавать.

Но в конце 2010-х было принято решение, что морпехи и десантники первыми получат артустановки 2С43 «Мальва». Это тяжелые 152-мм гаубицы, установленные на четырехосных колесных платформах БАЗ. В отличие от «Гвоздики» «Мальва» не умеет плавать. И высадить гаубицы с десантного корабля на неподготовленный берег достаточно сложно. А в некоторых случаях невозможно.
При этом для 40-й, 155-й и 61-й бригад планировались поставки еще более диковинных артиллерийских систем — 120-мм самоходных гаубиц-минометов «Магнолия». Эти машины созданы на базе двухзвенных вездеходов ДТ-30П «Витязь».

При этом по неизвестной причине ВМФ до последнего не хотели убирать из состава бригад и полка морской пехоты зенитные установки «Оса-АКМ». Это достаточно надежный ЗРК, который к тому же умеет плавать. Но его ТТХ не соответствуют условиям современного боя. В сухопутных войсках их давно заменили на «Торы».
Александр Храмчихин: Единственное «мирное решение» конфликта — безоговорочная капитуляция Украины
Трампу придется отступиться. Или принять условия России
Желание флотоводцев сохранить «Осы» было настолько сильным, что выдали заказ на модернизацию этих зенитных комплексов. Они получили обновленное радиоэлектронное оборудование, радары, а также возможность запускать ракеты без специальных контейнеров.
Главной проблемой морской пехоты перед началом СВО было непонимание руководства ВМФ, как развивать эти силы.
Оставлять части и подразделения МП для морских десантов? По опыту Сирии превращать в некие экспедиционные отряды для действий за рубежом? Либо переформатировать для выполнения общевойсковых задач, но на приморских направлениях в условиях сложной местности и погоды? Главкомат Военно-морского флота, так и не сделал выбор.
Начало специальной военной операции должно было стать звездным часом морской пехоты. В первые дни СВО планировалось сразу несколько морских высадок. Причем одна должна была быть крайне масштабной, с привлечением двух бригад морпехов, частей и подразделений ВДВ, авиации и сухопутной группировки.
Но весной 2022-го из всего запланированного, удалось реализовать только один десант- на линии Мелитополь-Бердянск. А дальше морских пехотинцев ждали уже совсем другие бои…
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».